Молодые предприниматели, делающие первые шаги в своем малом бизнесе, часто сталкиваются с проблемой получения займа в банке на раскрутку дела. Иногда банкирам приходится отказывать таким клиентам, потому что у них нет уверенности в платежеспособности начинающих бизнесменов. Иногда кредитованию мешает "сырой" бизнес-план без четкой структуры и схемы развития. Банки попросту не видят доказательств того, что дело обещает быть успешным, а значит, будет стабильно идти и выплата долга.
Стоит отметить тот факт, что кредитование малого бизнеса идет активными темпами. В 2012 году кредитование по вопросам своего дела возросло на 10%. По выдаче таких займов лидирует известный российский финансовый магнат Сбербанк. На втором месте находится банк ВТБ 24. Хотя темпы оформления займов для представителей малого бизнеса и растут с каждым годом, но они превышают банковские предложения. Сейчас банкиры очень тщательно проверяют своих клиентов и ведут строгий отбор по многим показателям. Отказ в кредите может получить даже вполне успешная компания.
К сожалению, процент малого бизнеса в общей доле ВВП в России составляет всего 20%. Это может быть связано как с оттоком финансов со стороны банковских учреждений, а также чрезмерным вмешательством государства в работу предпринимателей. В хорошо развитых странах этот показатель в несколько раз выше - до 70%. Банки перед принятием вердикта о выдаче или нет кредита анализируют финансовое состояние предпринимателя. Учитывается как общая прибыль предприятия (возможная или реальная), так и количество расходов (налоговые обложения, санкции). Сотрудники банковского учреждения, проанализировав эти данные, решают, какой объем кредита выделить клиенту и стоит ли вообще это делать.
Отдельным пунктом рассмотрения сделки является изучение кредитного досье как фирмы, так и его руководителя. Если последний плохо работает и не значится в штате преуспевающим управленцем, банк может отказать в кредите. Иногда отбирается клиентская база по отраслевому сегменту. Так, например, банки очень приветствуют малый бизнес, связанный с торговлей и реализацией товаров. Ценится также частное производство и сфера услуг.
Банкиры обращают внимание и на вложения начинающего предпринимателя, на его прибыль и оборот производства. Отрицательная черта заемщика в этом случае - полная растрата заработанных средств. Инвестиционная деятельность без серьезных намерений также воспринимается банками негативно. Например, бизнесмену для развития своего мебельного дела необходимо закупить несколько кухонь и гарнитуров. А он, вместо этого, вкладывает деньги в ремонт офисного помещения. Последний фактор, влияющий на решение банка - личное присутствие сотрудников на месте ведения малого бизнеса. Банковский менеджер, как правило, задает тематические вопросы и анализирует деятельность фирмы.